Один из самых обаятельных персонажей в книгах о Муми-тролле и его семействе – это, без сомнения, композитор и бродячий музыкант Снусмумрик, лучший друг Муми-тролля и тонкий философ. Впервые он появляется в книге «Комета прилетает», но вскоре становится активным или негласным участником всех событий в Муми-дален. Даже если его нет рядом с Муми-троллем, он будто незримо присутствует рядом с ним – недаром «Волшебная зима» начинается с того, что Муми-тролль перечитывает его письмо, а в «Шляпе Волшебника» Муми-тролль загадывает желание, касающееся Снусмумрика: отправить ему стол с угощением. Своеобразное духовное наставничество, которое подчас смущает и тяготит Снусмумрика, и дружба со старшим и умудренным товарищем, который к тому же высказывает свободолюбивые до крамолы идеи…
Такое бывает и в жизни? Более того – взято из жизни. У Снусмумрика был реальный прототип, вплоть до того, что этот прототип носил ту самую зеленую шляпу. Звали его Атос Виртанен, и он был очень близким другом Туве Янссон. Одно время они даже собирались пожениться, правда, расстались по обоюдному решению. И был это действительно интересный, незаурядный человек – впрочем, разве кто-то другой мог бы навеять такой образ, как Снусмумрик?
Атос Виртанен был видным политическим деятелем своего времени. Биография Атоса проста, но в чем-то исключительна. Он родился в Финляндии, в г. Салтвик, 27 января 1906 г. Его родители были скромными фермерами. Он получил всего 4 класса образования, однако за счет упорного самообразования и работы над собой приобрел широкую эрудицию. Атоса тянуло в журналистику, поэтому он устраивался на работу в газеты – сначала наборщиком и верстальщиком (тогда это была чисто техническая работа), затем работал журналистом, наконец, дослужился до поста главного редактора. Кроме журналистики, Атос Виртанен писал стихи, сочинял оригинальные афоризмы, книга которых впоследствии вышла в свет. Отдал дань увлечения философией модного тогда Ницше, однако не принял ее бездумно, а подверг серьезному осмыслению.
Позже, в 1945 г., Атос напишет книгу с категоричным названием «Ницше – это анахронизм»…
В 20 лет переселился в Хельсинки, а еще 20 лет спустя вступил в партию «Демократический союз народа Финляндии». Эта партия представляла собой объединение социал-демократических и коммунистических сил. В книгах Туве Янссон левые взгляды Атоса будут отражены как борьба Снусмумрика со Сторожем – воплощением нелепых запретов и безжалостной, безликой и бессмысленной силы государства.
Атос из-за своих политических взглядов и политической активности дважды лишался работы, но от убеждений не отказался; Туве Янссон писала о нем «В опасные времена он осмеливался поднимать голос за мир и согласие, что тогда считалось едва ли не предательством родины». Виртанен был, по свидетельствам всех, кто его знал, очень смелым человеком, не боящимся высказывать явную крамолу. В те годы быть коммунистом означало серьезные неприятности, тем не менее Атос выбрал мирный, но решительный протест против войны, буржуазного строя и насилия, он возглавил выходившее на шведском языке «левое» издание «Арбетарбладет», а затем – социал-демократическую газету «Ни Тид». Также он – автор нескольких публицистических книг «Против темных сил» и «Политические мемуары».
Впрочем, возможно, мы уже забыли бы об Атосе – все, кроме историков-специалистов, если бы не одно «но»: именно он вдохновлял и поддерживал Туве Янссон в ее литературной деятельности. Ведь Туве поначалу не воспринимала свои сказки всерьез. Истории про Муми-троллей для нее были лишь новеллизацией ее рисованных образов, а сама она – художницей, а не писательницей. И только Атос разглядел в ней яркий литературный талант, гораздо более яркий, чем его собственный. Пожалуй, это один из редчайших случаев в истории литературы: мужей и возлюбленных, которые не пытались бы ограничить талант супруги, а, наоборот, поддерживали его и подталкивали к развитию, можно пересчитать по пальцам…
С Туве Янссон он познакомился на вечеринке в 1943 г. Туве упоминает его в письме к Еве Кониковой, своей подруге, в забавных выражениях: «Тебе бы понравился Атос Виртанен. В нем столько же жизненной силы, сколько и в тебе. Он полон упрямой радостью бытия, и у него блистательно ясный мозг… Он не выше меня ростом, лохматый и помятый маленький философ, улыбка которого еще шире, чем твоя. Уродливый, веселый, полный жизни, мыслей и утопий. И самодовольства. Он убежден в том, что во всей Финляндии не сыщется головы, светлее его (да и почему бы не во всей Скандинавии, удивляется он). Его великий пророк — Ницше, о котором я выслушала уже бесчисленное количество речей и от которого начала немного уставать». Вскоре они очень сблизились. Туве не раз упоминала о своей горячей привязанности к Атосу. Их сочли прекрасной парой – талантливый известный журналист, талантливая популярная художница… Казалось, свадьба между ними дело решенное. Они строили необычные планы – например, основать колонию художников в Стране Басков или Марокко. Для этой колонии Туве Янссон нарисовала проект дома, который потом превратится в дом семьи Муми-троллей. Планы были настолько серьезны, что Атос и Туве собирались купить для колонии художников особняк в Танжере. Одно время Туве Янссон даже полагала, что готова завести детей; в качестве отца, конечно, рассматривался ее жених Атос Виртанен.
Отрывки из писем Туве к Атосу удивительны в наше время. Они ироничны, остроумны – как и все, что она писала, – повествуют о самых простых вещах и в то же время открывают поэзию во всем, что окружает Туве. Например, в 1948 г. из Франции она писала: «Разговоры ракушек и прибрежных ветров, кажется, далеки от того, над чем ты работаешь и чем занято твое время и мысли. Но эти вещи также есть и на том острове, где мы находимся. Водоросли и горизонт, все это. Возможно, когда-нибудь в конце лета ты устанешь от разговоров с людьми и захочешь все-таки уехать». Еще она могла рассказывать о засолке грибов, о чудачествах младшего брата, который увлекался спиритическими сеансами, о весне. И как много в ее письмах слов симпатии и восхищения по отношению к Виртанену.
Острова, ракушки, прибрежные ветра… Туве страстно мечтала купить домик где-нибудь на берегу моря. Эта мечта была ответом на военные реалии, от которых можно было только убежать подальше. Но сбыться ей было не суждено – по крайней мере, не с Атосом.
Возможно, Атосу было бы трудно связать себя семейными обязательствами и хозяйством, как полагали некоторые знакомые пары. Есть свидетельства, что в общении это был суховатый, скупой на теплые слова человек, что не могло не ранить сентиментальную Туве. Вероятно, они бы преодолели противоречия, если бы оба хотели этого. Однако Туве Янссон внезапно познакомилась со своей первой возлюбленной Вивикой Бандлер.
В «Шляпе Волшебника» Туве и Вивика появятся в виде Тофслы и Вифслы – непонятных, очень чуждых, хотя и безобидных и смешных созданий, говорящих на собственном языке. Знал ли Атос тогда, чем это грозит его любви к Туве?
Какое-то время влюбленные скрывали свои отношения от Атоса и мужа Вивики. А потом эти отношения распались из-за измены Вивики. Туве была в полном отчаянии и сама предложила Атосу пожениться. Она уверяла его, что уж их-то отношения не изменятся после свадьбы.
Это случилось в 1848 г. Свадьба была назначена, но не состоялась. И еще несколько лет Виртанен будет пытаться наладить отношения с Туве Янссон – вплоть до начала ее связи с Тууликки Пиетиля, будущей Туу-Тикки и верной спутницей жизни Туве на протяжении многих лет. Это с Тууликки, а не с Атосом, исполнится мечта Туве о жизни на острове с маяком…
Мечта Атоса Виртанена о семейном счастье тоже исполнится с другой женщиной: спустя годы после окончательного разрыва с Туве Янссон он женится на балерине Ирье Хагфорс.
Впрочем, так ли это важно? Гораздо важнее, что, перефразируя Туве Янссон, мы все время говорим о «маме Муми-троллей» – а у них, оказывается, был и «крестный папа» по имени Атос Виртанен.
Список литературы:
encyclopaedia.bid/википедия/Виртанен,_Атос
www.e-reading.club/chapter.php/1055588/17/Karya...
fontanka.fi/articles/17256/
loveread.me/read_book.php?id=68823&p=26
www.syl.ru/article/365877/finskaya-pisatelnitsa...
Спасибо за очерк.