Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
16:50 

Понка
Блоговерная
Продолжаю публиковать отрывки из книги о Туве Янссон.

В самом начале писать было просто. "Первые книги вышли у меня легко, я писала с энтузиазмом новичка, который еще не обрел внутреннего цензора. Лишь тогда, когда тексты стали для меня так же важны, как моя живопись, писать стало труднее, и я начала переписывать книги по два-три раза." [1]

Туве Янссон часто правила переиздания своих книг о муми-троллях. Были полностью переписаны "Муми-тролль и Комета" и "Мемуары муми-папы", а в новое издание "Шляпы волшебника" 1967 года Янссон внесла многочисленные изменения. Автор также зачастую делала новые обложки для переизданий и регулярно появляющихся переводов своих книг. Туве писала Майе Ванни, жене своего учителя живописи (и бывшего любовника, заметим) о том, что она стыдится двух первых написанных ею книг, "Муми-тролли и большое наводнение" и "Муми-тролль и Комета", однако, признавалась Янссон, бесконечная правка старого — это симптом того, что ничего нового создать уже не можешь. [2]

Эскапизм как один из мотивов для написания муми-книг неожиданно поднял волну эмоций. 1970-годы — время, политически окрашенное. Книги семидесятых должны были нести весть — если не благую, то, по меньшей мере, образовательную или этическо-моральную. Муми-тролли же возмущали счастливым мещанством и отсутствием моральной подоплеки в своем легкомысленном существовании. Много копий было сломано на тему того, как книги о троллях, которые беззаботно пьют пальмовое вино, курят и подчас даже бранятся, вписываются в модель воспитания будущих достойных граждан своей страны.


Сама Янссон не замедлила откреститься от всех попыток возложить на нее воспитательную функцию. "Я пишу, чтобы было весело, не для того, чтобы воспитывать..." [3] Она открыто заявляла о том, что не имеет собственной философии или четких писательских тенденций. Она всего лишь хотела в художественной форме описать вещи и явления, которые пугали или завораживали когда-то ее саму, а героями происшествий стало дружелюбное и удивительное семейство, которому свойственно принимать мир вокруг таким, какой он есть, и исключительно хорошо уживаться друг с другом.[4]

ДВА МИРА МУМИ-ТРОЛЛЕЙ

Писательница неоднократно подчеркивала, что фон, на котором происходят события из жизни муми-троллей — это мир Севера, в частности, финский и шведский пейзажи. В первых книгах о муми, в особенности в самых первых версиях, в Муми-доле присутствует большое (по мнению самой Янссон — слишком большое) количество экзотических элементов: там растут пальмы и другие диковинные деревья и цветы, водятся необычные животные. Позднее автор отказалась от экзотики, посчитав, что мир и пейзаж должны быть максимально приближены к реальности вокруг, хотя размеры и масштабы, разумеется, могли варьироваться в полном соответствии с законами сказки. Море, бури, острые горные пики и обрывы — но в то же время леса и цветы, песчаные берега и острова, все это — мир муми-троллей. Муми-дол в нем существует как оазис тепла и уюта, в противовес сцене, на которой разворачиваются приключения: непредсказуемое, полное опасностей море или горные гряды, сулящие катастрофы. Муми-дол — это место, куда хочется вернуться после даже самых захватывающих событий.

Прообразы пейзажей и персонажей муми-мира легко прослеживаются. Семья Янссон во многом стала прототипами главных героев муми-книг, как и многочисленные друзья и возлюбленные Туве. Первым прообразом Муми-дола считается дом Бильдё, расположенный на одном из островов Стокгольмского архипелага. Дом этот, выстроенный дедом Янссон с материнской стороны, был большим и старым, с рассохшимися досками, издававшими по ночам таинственные и пугающие звуки, но одновременно он был уютным и наполненным любовью. Из окон дома в Бильдё открывался вид на море, а вокруг росли столетние деревья. В доме было множество комнат, и каждую украшала искусно изукрашенная кафельная печь. В детстве маленькая Туве провела там не одно лето в шумной компании двоюродных братьев и сестер.

Жители Муми-дола часто блуждают вдали от родного дома и сталкиваются с удивительными и опасными приключениями в бушующем море. Янссон любила
море во всех его проявлениях. Море становилось для нее сюжетом текстов и картин, она писала о нем в прозе и писала его на холстах. Семья Янссонов, несмотря на шведские корни, летом не отбывала на дачу в Стокгольм, а снимала домик на островах Пеллинг (Pellinge - шв., Pellinki - фин.) Там же, на небольшом каменистом клочке земли, острове Кловхару, был позднее расположен последний дом Туве Янссон, где летом и весной она жила с Тууликки Пиетиля.

Муми-тролли жили одновременно в этих двух противоположных мирах. Один, списанный с пейзажа детства в Бильдё, полный солнечного света, шелеста листвы и бликов на морской воде, безопасный и согретый теплом изразцовой печи, и второй — мир соленой воды и камней, пахнущий просмоленным дегтем деревом, всегда зовущий к приключениям.

Муми-тролли жили, балансируя между ними двумя.





Обложка для англоязычного издания "Большого наводнения"



Акварельный набросок к этой же книге.



Один из первых набросков к предполагаемому Муми-долу

..................................................................................................................................

[1] (отрывок из интервью 1984 года, автор —Хертта Курттила)

[2] (Боел Вестин, с. 353)

[3] (Бо Карпелан 2004 (2002), с. 235)

[4] (Бо Карпелан 2004 (1964), с. 232)

@темы: ссылки, книги, Туве Янссон

Комментарии
2014-01-04 в 17:25 

~Ива~
Кошки ходят поперек
Большое спасибо!

2014-01-04 в 18:53 

Alice_in_the_green_apple
спасибо огромное, что даете нам возможность приобщиться к миру Муми-троллей и с этой стороны. :heart:
иллюстрации! :inlove:

2014-01-05 в 00:55 

Лис
С любовью и всяческой мерзостью
Спасибо! Ужасно интересный пост и прекрасные иллюстрации.

2014-01-05 в 22:13 

Понка
Блоговерная
:gh:

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Туве Янссон "Всё о Муми-троллях"

главная