• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи пользователя: Понка (список заголовков)
17:04 

Понка
Блоговерная
Решила повеселить вас и себя рассказом. О чем расскажу? Как водится, о местной финской специфике, среди которой я обитаю, — о муми-троллях.

В Финляндии можно найти любую продукцию с муми-троллями, начиная от полотенец и постельного белья и заканчивая чаем. Но чтобы не потонуть в обилии информации, я покажу вам только вещи с муми-символикой, которые есть лично в моем доме и которыми пользуюсь я)

Первый и, наверное, самый известный предмет муми-обихода — это кружки фаянсового завода Arabia, они же muumimukit, они же вожделенный предмет коллекционирования. Я уже неоднократно о муми-кружках рассказывала, но не грех и повторить. Завод выпускает несколько вариантов кружек в год, есть стандартные варианты, которые в продаже круглогодично, есть сезонные лимитки (прям как у ведущих парфюмеров или модельеров, кекеке), и вот именно они-то и становятся объектами охоты для коллекционеров. Я все свои кружки использую безжалостно, и даже несмотря на то, что несколько лимиток у меня есть, в дальнейшем ценности они иметь не будут - для коллекционеров интересны только нетронутая посуда с этикетками. Но я же не коллекционер)


Под катом очень много фото и текста

@темы: сумка Муми-мамы, коллекции, впечатления, Туве Янссон

13:14 

Понка
Блоговерная
Продолжаю публиковать мой перевод книги о Туве Янссон. Начало здесь и здесь.


КТО ЕСТЬ КТО В МУМИ-ДОЛЕ. ЧАСТЬ 1.

Персонажи Янссон от книги к книге меняются как внешне, так и внутренне, но не до неузнаваемости, совсем как настоящие люди. Каждый герой, каждый персонаж, придуманный Янссон, носит на себе отпечаток ее собственного характера. Ее черты видны в Снусмумрике, который стремится к свободе и независимости и одновременно с этим любит покой и природу. Чуть-чуть смешные в своем пристрастии к аккуратности и пунктуальности хемули тоже напоминают Туве, известную своим ответственным отношением к делам. Тоска и страх Филифьонки — это тоже эмоции автора, переживающего тяготы войны и скудные послевоенные годы. В бесконечном одиночестве и попытках — безрезультатных— Морры отыскать тепло каждый может узнать себя и вспомнить те моменты, когда в жизни наступает черная полоса, и кажется, что мир вокруг недружелюбен и пуст.

Прототипом Муми-мамы, как неоднократно подчеркивала Янссон, является мать автора, Сигне Хаммарстен или Хэм, как ее называли близкие и друзья. В семье муми-троллей, как и в семье самой писательницы, мама была центральной фигурой, источником тепла и всеобъемлющей любви. Туве в разных текстах описывала, как обе мамы по весне любили сидеть на веранде, вырезая перочинным ножиком лодочки из коры. Жизненная философия Сигне Хаммарстен и Муми-мамы заключалась в одинаковых принципах доверия к детям, мягкой заботы и понимания. Обе мамы заботились о тех, кто их окружал, и изливали бесконечное количество любви на всех, кто в ней нуждался. Обе мамы, настоящая и выдуманная, не терялись ни при каких жизненных обстоятельствах, будь то большая душевная печаль или незначительный насморк.

Отношения с супругами были непростыми у обеих. Муми-маме и Сигне необходимо было искать подход к мужьям, которые не всегда обращали внимание на переживания и эмоции своих жен. Отчетливое сходство между Хэм и Муми-мамой особенно заметно в книге "Муми-папа и море". Муми-папа под влиянием момента хочет перевезти семейство на расположенный на острове маяк, не особенно считаясь с желаниями прочих членов семьи. Муми-тролли переезжают на голый и безрадостный остров. На чужбине Муми-мама скучает по дому и пытается смягчить ностальгию, рисуя на окнах чудесные цветы и пейзажи Муми-дола. Мысленно переносясь в эти милые сердцу декорации, Муми-мама чувствует себя счастливой, хотя и одинокой. Ностальгия была знакома и Хэм, которая, оставив родной дом в Швеции, вышла замуж за Виктора Янссона и переехала за ним в Финляндию. В то время, как, впрочем, и сейчас Хельсинки по сравнению со Стокгольмом был небольшим, даже провинциальным, городом, а шведскоязычные круги интеллигенции в нем были и того меньше. Неудивительно, что Сигне тосковала.

Муми-тролль — это альтер-эго самой Янссон. Изначально персонаж носил имя Снорка, лишь позднее, с появлением Муми-дола, он превратился в Муми-тролля. Это маленькое существо служило Туве Янссон своеобразной артистической печатью, которой она скрепляла свои письма и подписывала художественные работы, такие как карикатуры в журнале "Гарм" или монументальные фрески в здании мэрии Хельсинки.

Муми-тролль — отнюдь не самый яркий или необычный из жителей Муми-дола, однако он — главный герой и одна из центральных фигур в повествовании, вокруг которого выстраиваются отношения других персонажей. Отец, сын и мать — вот основа сюжета, триумвират, правда, постепенно разрастающийся.
читать дальше

@темы: Туве Янссон, книги

16:50 

Понка
Блоговерная
Продолжаю публиковать отрывки из книги о Туве Янссон.

В самом начале писать было просто. "Первые книги вышли у меня легко, я писала с энтузиазмом новичка, который еще не обрел внутреннего цензора. Лишь тогда, когда тексты стали для меня так же важны, как моя живопись, писать стало труднее, и я начала переписывать книги по два-три раза." [1]

Туве Янссон часто правила переиздания своих книг о муми-троллях. Были полностью переписаны "Муми-тролль и Комета" и "Мемуары муми-папы", а в новое издание "Шляпы волшебника" 1967 года Янссон внесла многочисленные изменения. Автор также зачастую делала новые обложки для переизданий и регулярно появляющихся переводов своих книг. Туве писала Майе Ванни, жене своего учителя живописи (и бывшего любовника, заметим) о том, что она стыдится двух первых написанных ею книг, "Муми-тролли и большое наводнение" и "Муми-тролль и Комета", однако, признавалась Янссон, бесконечная правка старого — это симптом того, что ничего нового создать уже не можешь. [2]

Эскапизм как один из мотивов для написания муми-книг неожиданно поднял волну эмоций. 1970-годы — время, политически окрашенное. Книги семидесятых должны были нести весть — если не благую, то, по меньшей мере, образовательную или этическо-моральную. Муми-тролли же возмущали счастливым мещанством и отсутствием моральной подоплеки в своем легкомысленном существовании. Много копий было сломано на тему того, как книги о троллях, которые беззаботно пьют пальмовое вино, курят и подчас даже бранятся, вписываются в модель воспитания будущих достойных граждан своей страны.

читать дальше

@темы: ссылки, книги, Туве Янссон

11:54 

Понка
Блоговерная
Вот тут я писала о замечательной книге про Туве Янссон, с автором которой я делала интервью. Эта книга меня настолько впечатлила, что я решила перевести кое-какие отрывки, поскольку в ближайшее время вряд ли планируется перевод на русский или хотя бы на английский. Это не дословный перевод, я убираю кое-какие моменты, которые не будут понятны людям, живущим за пределами Финляндии и незнакомым с финскими культурными и общественными движениями. Можете считать это вольным изложением)))

"Туве Янссон. Работай и люби" (автор Туула Карьялайнен, искусствовед, до выхода на пенсию - директор городского музея искусств Хельсинки, руководитель музея современного искусства Киасма)

Рождение муми-троллей

После войны у Туве Янссон было много заказов на иллюстрации, и это ее беспокоило, поскольку работа крала время у живописи. Можно спросить, почему талантливый художник, который мечтал прославиться как живописец, вдруг начала писать детские книжки? Причина была явно не в деньгах: Янссон никогда не предполагала, что ее тексты станут коммерчески успешными и популярными. По крайней мере, в самом начале книги о муми-троллях были самотерапией, средством уйти от изуродованной войной реальности. Мир вокруг был непригляден, и многие лечили душевную боль алкоголем или наркотиками. Для Туве Янссон Муми-дол стал тропой, уводящей от горестей.


Возможно, рождением муми-троллей мы обязаны именно Второй мировой войне. Визуальный образ муми-троллей наметился в рисунках Янссон еще до войны, однако только в разгар боевых действий она придумала мир, в котором сама писательница могла укрыться от происходящего вокруг. Сама Янссон так говорила о начале этого процесса: “я художник, всегда была им, но в начале войны в сороковые годы я была в отчаянии и чувствовала себя настолько потерянной, что начала писать сказки”. От войны было не убежать, но Муми-дол давал возможность ненадолго скрыться от безнадежности вокруг хотя бы мысленно.

Первые напоминающие муми-троллей фигуры появляются в рисунках 30-х годов в виде виньеток на картинах, как часть авторской подписи. Однако эти существа, внешне напоминающие муми-троллей, не имели своей истории и мира, к которому они принадлежали. К тому же, первые муми чаще были темного или черного цвета, у них были горящие красные глаза, фигура их была худой, голову венчали рога, а мордочка была вытянутой. Словом, они были существами, с которыми одинокий прохожий точно не захочет встретиться ночной порой. Лишь гораздо позже муми превратились в толстеньких белых созданий, мягких с виду и на ощупь, глаза уменьшились, рот пропал, а сами муми очеловечились и стали персонажами, с которыми ребенку, да и взрослому стало возможно себя проассоциировать.

Воспоминания самой Янссон о том, как родились муми, под воздействием времени менялись. Чаще всего история начинается с рассказа о раннем детстве, когда маленькая Туве гостила у родственников матери в Швеции. По ночам девочка тайком таскала сладости из бакалейного шкафа. Дядя, заметивший лакомку, серьезно предупредил Туве, чтобы та остерегалась притаившихся в темноте по углам кухни муми-троллей. Само слово “муми” звучит как предостережение: глубокий, зарождающийся в горле звук “ммммм”, который сопровождает долгое и угрожающее “у”. (Здесь надо заметить, что в шведском и в финском языках звук “у” в этом слове более длинный и произносится более протяжно, mumintroll, muumi, чем отрывистое русское “у”.) Еще в тридцатые годы эти создания были недобрыми, они возникали в воображении больного, приходили из бреда. В дневниках Янссон описывает их похожими на привидения пугающими существами, которые нашли дорогу в наш мир из темных глубин подсознания, словно демоны.


Следующие рисунки - это фото на телефон, которые я сделала с иллюстраций, использованных в книге, прошу прощения за качество. Это редкие рисунки, и в сети в нормальном разрешении их найти тяжело.








Первые изображения муми-троллей, 30-е годы, тут они больше смахивают на троллей, чем на муми)))


tbc

@темы: книги, впечатления, Туве Янссон

21:35 

Понка
Блоговерная
Читаю замечательную книгу о Туве Янссон на финском, и восторг буквально на каждой странице.

Знали ли вы, например, что имя Мюмла (в оригинале по-шведски Mymlan) - это производное от шведского сленгового глагола mymla, что означает "заниматься любовью", а книжная Мюмла, таким образом, превращается в этакую Праматерь, богиню плодородия, поскольку у нее больше 20 детей и все от разных отцов :-D



- Привет, дочурка! Это твои маленькие братики и сестрички!
- Мама, ты что, опять нарожала новых?!!

@темы: Туве Янссон, книги

Туве Янссон "Всё о Муми-троллях"

главная